Наименование: | ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 декабря 2016 года № 511 Об утверждении порядка осуществления правового просвещения правового информирования граждан |
Дата: | 12.12.2016 |
Уровень документа: | Местный |
Тип документа: | Основной |
Статус действия: | Действующий |
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЛУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ
МШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2016 года № 511
Об утверждении порядка осуществления
правового просвещения правового информирования граждан
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Утвердить Порядок осуществления правового просвещения и правового информирования граждан, согласно приложению.
- Настоящее постановление вступает в силу после его размещения на официальном сайте администрации Мшинского сельского поселения в сети Интернет http://мшинское.рф/.
- Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации
Мшинского сельского поселения Ю.В.Кандыба
Разослано: в прокуратуру, в дело
Приложение к постановлению
Администрации Мшинского сельского поселения
№ 511 от 12.12.2016 г.
Порядок осуществления правового просвещения и правового информирования граждан
Преамбула
Правовое просвещение следует понимать как целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Основные понятия и их определения
Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящего Порядка с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Порядка:
образование — процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению;
просвещение — целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений;
непрерывное образование — пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов — социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых);
образование взрослых — составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности;
общее образование — совокупность учреждений и образовательных программ, сориентированных на систематическое обогащение знаний и умений, необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий;
неформальное образование — совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не появляется права заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня;
просветительская деятельность — разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела»);
просветительское мероприятие — совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений;
пропаганда — распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний; идейное воздействие на широкие массы;
эффективность просвещения — оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям.
- Понятие права на правовое просвещение
Право на правовое просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения.
- Всеобщность права на правовое просвещение
Все граждане имеют право на получение информации, затрагивающей их интересы, на пользование достижениями в области права независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.
Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны.
- Неотъемлемость права на правовое просвещение
Право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации.
- Обязанности должностных лиц администрации по обеспечению права граждан на правовое просвещение.
Органы местного самоуправления являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на правовое просвещение на подведомственной им территории. В этих целях они предпринимают следующие действия:
— разрабатывают и осуществляют политику в сфере правового просвещения;
— издают правовые акты, обеспечивающие развитие и работу сети учреждений просвещения и эффективность просветительской деятельности;
— осуществляют контроль за неукоснительным соблюдением права на правовое просвещение, выявляют и пресекают случаи дискриминации в этой области.
- Основные принципы правовой просветительской деятельности
Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:
— признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;
— ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
— недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
— широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;
— автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;
— плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан, не запрещенных законом, заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;
— недопустимость какой-либо незаконной цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;
— достоверность сообщаемой информации;
— партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;
— учет местных особенностей территории;
— учет общегосударственных и общесоциальных интересов, интересов отдельных социальных групп.
Раздел II . Современная ситуация правового просвещения в поселении и тенденции ее развития.
Состояние правовой культуры населения, нормативности его сознания, желание и готовность соблюдать населением социальные и правовые нормы, быть законопослушными гражданами определяется в значительной степени оценками населения состояния правопорядка в стране.
Нормативность сознания населения является главным показателем его социальной направленности (целей и мотивов поведения), определяет настоящее и будущее развитие общества.
Повышение правовой культуры населения через систему образования и воспитания признается более эффективной и успешной по сравнению с ужесточением наказания за несоблюдение правовых и социальных норм. Поэтому главная государственная задача — повышение уровня культуры населения в целом, и молодежи в частности, оказывающей первостепенное влияние на формирование сознания и поведение человека.
Уровень доверия населения к различным социальным и политическим институтам выступает значимым фактором его социальной и политической активности и включенности, оказывает непосредственное влияние на темпы и результаты социально-экономического развития территории.
Раздел III. Цели, принципы, задачи и основные направления правовой просветительской деятельности в поселении
- Понятие системы просвещения
Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.
В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:
— учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;
— муниципальные органы, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности;
— негосударственные правозащитные институты, оказывающие населению юридическую помощь;
— волонтерские организации;
— средства массовой информации.
- Социальные функции правового просвещения
В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:
— образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
— информационную: расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;
— разъяснительную: обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, доступность решений Европейского суда и обеспечения единства применения общих стандартов в области прав человека;
— идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
— агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных просветительских организаций в целях привлечения новых членов;
— консультативную: распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.
- Цели просветительской деятельности
Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности — профилактика правового нигилизма, предотвращение злоупотреблений со стороны должностных лиц государственных и муниципальных органов и выработка у населения установки на правомерное поведение и правовую активность. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач.
- Приоритетные задачи просветительской деятельности
Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:
— использование научного и культурного потенциала страны в интересах повышения уровня правового сознания и правовой культуры граждан;
— своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях государственных органов и разъяснение целей принятия этих решений;
— содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизни;
— способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
— содействие правовой, профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
— формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
- Направления просветительской деятельности
Просветительские учреждения и организации строят свою работу в соответствии с целями и задачами. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:
— общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения; правовое, научное просвещение;
— специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам, занятым в различных отраслях оплачиваемого труда.
- Направления правового воспитания
Правовое воспитание школьников общеобразовательных учреждений.
Правовое просвещение учащихся среднеспециальных учебных заведений.
Правовое воспитание детей, помещенных в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Правовое воспитание граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Правовое воспитание лиц, осужденных к лишению свободы.
Правовое просвещение населения, проживающего в сельском поселении.
Правовое просвещение работающего населения в соответствии со спецификой их деятельности.
Правовое просвещение представителей малого бизнеса.
Правовое просвещение молодежи.
- Формы просветительской деятельности
Для всестороннего осуществления просветительской деятельности необходимо и возможно использовать следующие формы:
— адаптированные уроки права для школьников разных классов;
— работа средств массовой информации: специальные колонки в печатных изданиях, телепередачи, программы на радио;
— работа в трудовых коллективах: организация лекториев по отдельным вопросам в зависимости от специфики деятельности организации;
— проведение обучающих семинаров, «круглых столов»;
— организация распространения печатной продукции: информационных буклетов, листовок, памяток, флайеров;
— адресное распространение информации отдельным категориям граждан, разъясняющее отдельные вопросы права;
— учреждение юридических клиник, консультаций в вузах и организациях;
— работа выездных агитационных бригад: выезды в территории с целью распространения правовой информации;
— формирование интернет страниц и сайтов;
— иные формы.
Раздел IV. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ
- Понятие просветительской программы
Под просветительской программой понимается разработанный документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.
- Принципы формирования просветительских программ
Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
— целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;
— адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
— достоверность предлагаемых для освоения сведений;
— доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
— научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
— учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
— взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
— взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
— учет региональных и местных особенностей территории.
- Просветительские проекты
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:
— тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
— территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
— проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности.
- Приоритетные задачи программ
— поднятие престижа права и воспитание уважения к закону у населения;
— создание условий для развития гражданской и правовой активности лиц, непосредственно реализующих права и свободы, в качестве независимых полноправных членов общества;
— изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений;
— широкое информирование населения о законодательстве.
- Виды просветительских программ
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, его приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизни общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ:
— гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;
— политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
— юридическое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
— научное просвещение: популяризация достижений современной науки.
- Просветительские мероприятия
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, именуемых мероприятиями, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.
Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на субъектов, осуществляющих просветительскую деятельность.
Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для его проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием.
Раздел V. Механизмы реализации правового просвещения.
Целенаправленная правовая пропаганда подразделяется на направления:
— информационное обеспечение законодательства;
— совершенствование системы юридического образования;
— совершенствование правового всеобучения населения.
Важное условие развертывания правового всеобуча, повышения правовой культуры населения — обеспечение доступности юридической информации, издание необходимым тиражом кодексов, справочной и популярной юридической литературы.
Отсутствие правовой информации и пропаганды прямо отражается на уровне правовой культуры, являющейся одним из условий в профилактике правонарушений и сохранении правопорядка в поселении.