ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 декабря 2016 года № 511 Об утверждении порядка осуществления правового просвещения правового информирования граждан

Cкачать: 511-ot-12-12-2016
Наименование:ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 декабря 2016 года № 511 Об утверждении порядка осуществления правового просвещения правового информирования граждан
Дата:12.12.2016
Уровень документа:Местный
Тип документа:Основной
Статус действия:Действующий

 

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЛУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ

МШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от      12 декабря  2016 года      №  511

 

Об утверждении  порядка осуществления

правового просвещения правового информирования граждан

 

 

В соответствии с Федеральным законом  от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.Утвердить  Порядок осуществления правового просвещения и правового информирования граждан, согласно приложению.

  1. Настоящее постановление вступает в силу после его размещения на официальном сайте администрации Мшинского сельского поселения  в сети Интернет http://мшинское.рф/.
  2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

Глава администрации

Мшинского   сельского поселения                                         Ю.В.Кандыба

 

 

 

Разослано: в прокуратуру, в дело

 

 

 

 

Приложение к постановлению

Администрации Мшинского сельского поселения

№ 511 от 12.12.2016 г.

 

Порядок осуществления  правового просвещения и правового информирования граждан

Преамбула

Правовое просвещение следует понимать как целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.

Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Основные понятия и их определения

Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящего Порядка с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Порядка:

образование — процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению;

просвещение — целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений;

непрерывное образование — пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов — социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых);

образование взрослых — составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности;

общее образование — совокупность учреждений и образовательных программ, сориентированных на систематическое обогащение знаний и умений, необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий;

неформальное образование — совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не появляется права заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня;

просветительская деятельность — разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела»);

просветительское мероприятие — совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений;

пропаганда — распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний; идейное воздействие на широкие массы;

эффективность просвещения — оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям.

  1. Понятие права на правовое просвещение

Право на правовое просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения.

  1. Всеобщность права на правовое просвещение

Все граждане имеют право на получение информации, затрагивающей их интересы, на пользование достижениями в области права независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.

Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны.

  1. Неотъемлемость права на правовое просвещение

Право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации.

  1. Обязанности должностных лиц администрации по обеспечению права граждан на правовое просвещение.

Органы местного самоуправления  являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на правовое просвещение на подведомственной им территории. В этих целях они предпринимают следующие действия:

— разрабатывают и осуществляют политику в сфере  правового просвещения;

— издают правовые акты, обеспечивающие развитие и работу сети учреждений просвещения и эффективность просветительской деятельности;

— осуществляют контроль за неукоснительным соблюдением права на правовое просвещение, выявляют и пресекают случаи дискриминации в этой области.

  1. Основные принципы правовой просветительской деятельности

Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:

— признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;

— ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;

— недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;

— широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;

— автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;

— плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан, не запрещенных законом, заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;

— недопустимость какой-либо незаконной цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;

— достоверность сообщаемой информации;

— партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;

— учет  местных особенностей территории;

— учет общегосударственных и общесоциальных интересов, интересов отдельных социальных групп.

 

Раздел II . Современная ситуация правового просвещения в поселении и тенденции ее развития.
Состояние правовой культуры населения, нормативности его сознания, желание и готовность соблюдать населением социальные и правовые нормы, быть законопослушными гражданами определяется в значительной степени оценками населения состояния правопорядка в стране.

Нормативность сознания населения является главным показателем его социальной направленности (целей и мотивов поведения), определяет настоящее и будущее развитие общества.

Повышение правовой культуры населения через систему образования и воспитания признается более эффективной и успешной по сравнению с ужесточением наказания за несоблюдение правовых и социальных норм. Поэтому главная государственная задача  — повышение уровня культуры населения в целом, и молодежи в частности, оказывающей первостепенное влияние на формирование сознания и поведение человека.

Уровень доверия населения к различным социальным и политическим институтам выступает значимым фактором его социальной и политической активности и включенности, оказывает непосредственное влияние на темпы и результаты социально-экономического развития территории.

 

 

Раздел III. Цели, принципы, задачи и основные направления правовой  просветительской деятельности в поселении

  1. Понятие системы просвещения

Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.

В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:

— учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;

— муниципальные органы, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности;

— негосударственные правозащитные институты, оказывающие населению юридическую помощь;

— волонтерские организации;

— средства массовой информации.

  1. Социальные функции правового просвещения

В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:

— образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;

— информационную: расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;

— разъяснительную: обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, доступность решений Европейского суда и обеспечения единства применения общих стандартов в области прав человека;

— идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;

— агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных просветительских организаций в целях привлечения новых членов;

— консультативную: распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.

  1. Цели просветительской деятельности

Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности — профилактика правового нигилизма, предотвращение злоупотреблений со стороны должностных лиц государственных и муниципальных органов и выработка у населения установки на правомерное поведение и правовую активность. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач.

  1. Приоритетные задачи просветительской деятельности

Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:

— использование научного и культурного потенциала страны в интересах повышения уровня правового сознания и правовой культуры граждан;

— своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях государственных органов и разъяснение целей принятия этих решений;

— содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизни;

— способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;

— содействие правовой, профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;

— формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.

  1. Направления просветительской деятельности

Просветительские учреждения и организации строят свою работу в соответствии с целями и задачами. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:

— общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения; правовое, научное просвещение;

— специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам, занятым в различных отраслях оплачиваемого труда.

  1. Направления правового воспитания

Правовое воспитание школьников общеобразовательных учреждений.

Правовое просвещение учащихся среднеспециальных учебных заведений.

Правовое воспитание детей, помещенных в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Правовое воспитание граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Правовое воспитание лиц, осужденных к лишению свободы.

Правовое просвещение населения, проживающего в сельском поселении.

Правовое просвещение работающего населения в соответствии со спецификой их деятельности.

Правовое просвещение представителей малого бизнеса.

Правовое просвещение молодежи.

  1. Формы просветительской деятельности

Для всестороннего осуществления просветительской деятельности необходимо и возможно использовать следующие формы:

— адаптированные уроки права для школьников разных классов;

— работа средств массовой информации: специальные колонки в печатных изданиях, телепередачи, программы на радио;

—  работа в трудовых коллективах: организация лекториев по отдельным вопросам в зависимости  от специфики деятельности организации;

— проведение обучающих семинаров, «круглых столов»;

— организация распространения печатной продукции: информационных буклетов, листовок, памяток, флайеров;

— адресное распространение информации отдельным категориям граждан, разъясняющее отдельные вопросы права;

— учреждение юридических клиник, консультаций в вузах и организациях;

— работа выездных агитационных бригад: выезды в территории с целью распространения правовой информации;

— формирование интернет страниц и сайтов;

— иные формы.

 

Раздел IV. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Понятие просветительской программы

Под просветительской программой понимается разработанный  документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.

  1. Принципы формирования просветительских программ

Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

— целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;

— адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);

— достоверность предлагаемых для освоения сведений;

— доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;

— научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;

— учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);

— взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);

— взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;

— учет региональных и местных особенностей территории.

  1. Просветительские проекты

Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:

— тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;

— территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);

— проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).

Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности.

  1. Приоритетные задачи программ

— поднятие престижа права и воспитание уважения к закону у населения;

— создание условий для развития гражданской и правовой активности лиц, непосредственно реализующих права и свободы, в качестве независимых полноправных членов общества;

— изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений;

— широкое информирование населения о законодательстве.

  1. Виды просветительских программ

Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, его приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.

В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизни общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ:

— гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;

— политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;

— юридическое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;

— научное просвещение: популяризация достижений современной науки.

  1. Просветительские мероприятия

Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, именуемых мероприятиями, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.

Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на субъектов, осуществляющих просветительскую деятельность.

Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для его проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием.

 

Раздел V. Механизмы реализации правового просвещения.

Целенаправленная правовая пропаганда подразделяется на направления:

— информационное обеспечение законодательства;

— совершенствование системы юридического образования;

— совершенствование правового всеобучения населения.

Важное условие развертывания правового всеобуча, повышения правовой культуры населения — обеспечение доступности юридической информации, издание необходимым тиражом кодексов, справочной и популярной юридической литературы.

Отсутствие правовой информации и пропаганды прямо отражается на уровне правовой культуры, являющейся одним из условий в профилактике правонарушений и сохранении правопорядка в поселении.