Организации независимо от форм собственности обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции

Cкачать: 40-1

Организации независимо от форм собственности обязаны

разрабатывать и принимать меры по предупреждению

коррупции

В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы, поставлены задачи на ближайшие годы, которые необходимо решить в целях противодействия коррупции, и определены основные мероприятия, направленные на решение указанных задач в организациях.

Национальный план противодействия коррупции определяет основной задачей реализацию требований статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции, касающейся обязанности организаций принимать меры по предупреждению и противодействию коррупции, предусматривает формирование системы государственного контроля за реализацией антикоррупционной политики в негосударственном секторе.

С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013 года (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации предусматривают проведение работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений для любых организаций, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и других обстоятельств, а также предусматривают обязательное требование по разработке и принятию документа, который включает в себя комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, а также иных локальных нормативных актов и методических материалов, направленных на профилактику и противодействие коррупционным правонарушениям в деятельности организации.

Большинство мероприятий, предусмотренных локальными актами, носят декларативный характер, предусмотренные такими актами обязанности не могут быть исполнены ввиду отсутствия механизма их реализации.

Например, положением об антикоррупционной политике одного из учреждений в перечень антикоррупционных мероприятий включены разработка и принятие Положения о конфликте интересов, которое в течение длительного времени не разрабатывалось и не принято, а нормы иных локальных актов учреждения не регламентируют в достаточной степени механизм информирования работниками работодателя о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов, порядок урегулирования возникшего у работника учреждения конфликта интересов.

Такая регламентация должна предусматривать сроки, способы направления уведомления в соответствующую комиссию, порядок учета таких уведомлений, должностных лиц, ответственных за прием уведомлений.

При создании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и противодействию коррупции зачастую не определен порядок рассмотрения такой комиссией сообщений работников о наличии личной заинтересованности, о возможности возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей.

Имеет место толкование понятия «коррупция», которое не соответствует понятию, закрепленному в ст. 10 Закона о противодействии коррупции.

Встречаются случаи, когда нельзя признать достаточным объем предусмотренных в трудовых договорах антикоррупционных обязанностей, поскольку ими не установлена обязанность работников учреждения сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также уведомлять работодателя обо всех случаях обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Планы мероприятий по противодействию коррупции не содержат сроков исполнения, кроме этого, большинство мероприятий относятся к текущей деятельности учреждения, что позволяет сделать вывод о том, что конкретные мероприятия по противодействию коррупции не запланированы и не проводятся.

Выявленные нарушения законодательства о противодействии коррупции создают препятствия в обеспечении достижения поставленных государством задач по предотвращению коррупционных правонарушений, а причинами и условиями, которые способствовали нарушению законодательства, являются ненадлежащее исполнение своих обязанностей работниками организаций, в связи с чем по требованию прокурора они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.